ИНФОРМАЦИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ ПРОТИВ САМОЙ СЕБЯ: КАК ИНФРАСТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ПОГЛОЩАЕТ АНТИПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС

INFORMATION AIMED AGAINST ITSELF: THE INFRASTRUCTURE OF CONSUMPTION ASSIMILATES ANTICONSUMER DISCOURSE


Ильин Алексей Николаевич – кандидат философских наук, доцент кафедры практической пси-хологии Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Россия); 644043, ул. Партизанская 4а, ауд. 117. E-mail: ilin1983@yandex.ru.

Mr. Alexey N. Il'in – PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Practical Psychology, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia); Partizanskaya str.,4a – 117. E-mail: ilin1983@yandex.ru.


Аннотация. Вещи в культуре потребления несут в себе символическую значимость и выступают формой подчеркивания социального статуса своего обладателя. Мода, реклама и брендинг указывают на символический статус вещи. Обществу потребления характерен тренд не просто приобретения вещей, а приобретения именно новых, брендовых вещей. Культура потребления принципиально аполитична. Ее широкое функционирование деполитизирует массовое сознание, что может быть выгодно политическим элитам. Потребителей интересуют прежде всего проблемы личного мира. Им не свойственно консолидироваться против политического курса, для них не характерно стремление к реализации каких-либо политических проектов. В условиях капиталистического общества инфраструктура консюмеризма проявляет способность поглощать антипотребительский дискурс так, что он служит ее целям. В статье дается анализ способности инфраструктуры потребления и рекламы интегрировать антипотребительский дискурс. Оппозиционные консюмеризму информационные явления используются системой потребления так, что из них аннигилируется содержательная глубина и революционность. Модной становится обычно не сама контрпотребительская культура, а ее оболочка, антураж. Автор в качестве примеров приводит антиконсюмеристски направленные фильмы и клипы, образы революционеров, молодежные субкультуры. Их успешно использует в своих целях инфраструктура потребления. Также в статье представлен анализ высмеивающей саму себя рекламы, эффективность которой связана именно с этой самоиронией. Капитализм, впитывая антикапита-листический идеологический контент, находит новые сферы для максимизации прибыли. Он упрочивает потребительскую культуру и деполитизацию массового сознания, тенденцию сокращать интересующий людей мир до модных гаджетов и брендовых товаров. Методологической основой исследования выступает неомарксистский подход.

Summary. Things in the consumer culture are of symbolic importance and are a form of emphasizing the social status of its owner. Fashion, advertising and branding point to the symbolic status of things. The consumer society is characterized by the trend of not only the acquisition of things, but of acquiring new, branded items. The culture of consumption is fundamentally apolitical. Its extensive functioning depoliticizes mass consciousness that can be beneficial to the political elite. Consumers are primarily interested in problems of the personal world. They do not tend to consolidate against the political course, they do not seek to implement any political projects. In the capitalist society of consumerism the infrastructure presents the ability to absorb anti-consumer discourse so that it serves its purpose. The article analyzes the ability of consumption and advertising infrastructure to integrate antipolitical discourse. The information phenomena opposite to consumerism are used by the consumerism system so that they annihilate substantial depth and revolutionary. Anti-consumerism culture is not so important as its sur-roundings. The author gives examples of anti-consumer films and clips, images of revolutionaries, youth subcultures. They are successfully used in their infrastructure of consumption. The article presents an analysis of mocking advertising, the effectiveness of which is associated with this self-deprecating. Capitalism, soaking anti-capitalist ideological content, finds new areas for profit maximization. It strengthens consumer culture and the depoliticization of the mass consciousness, the tendency to reduce people's world to gadgets and branded goods. The methodological basis of research is supported by the neo-Marxist approach.


Ключевые слова: культура потребления, информация, антипотребительская информация, реклама, инфраструктура потребления.

Key words: consumer culture, information, anti-consumer information, advertising, infrastructure of con-sumption.


«Ученые записки КнАГТУ». № I - 2(29) 2017 «Науки о человеке, обществе и культуре» с. 50 - 58

«Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University». Issue I - 2(29) 2017 «Humanities, Social and Cultural Sciences», p. 50 - 58


DOI 10.17084/2017.I-2(29).12


References


1. Begbeder, F. 99 frankov / F. Begbeder. – M.: Inostranka, 2014. – 320 s.

2. Zhizhek, S. God nevozmozhnogo. Iskusstvo mechtat opasno / S. Zhizhek. – M.: Evropa, 2012. – 272 s.

3. Zhizhek, S. Kukla i karlik: khristianstvo mezhdu eresiu i buntom / S. Zhizhek. – M.: Evropa, 2009. – 336 s.

4. Zhizhek, S. Razmyshleniia v krasnom tsvete / S. Zhizhek. – M.: Evropa, 2011. – 476 s.

5. Zhizhek, S. Ustroistvo razryva. Parallaksnoe videnie / S. Zhizhek. – M.: Evropa, 2008. – 516 s.

6. Zhizhek, S. Shchekotlivyi subieekt: otsutstvuiushchii tsentr politicheskoi ontologii / S. Zhizhek; per. s angl. S. Shchukinoi. – M.: Delo: RANKhiGS, 2014. – 528 s.

7. Kliain, N. NO LOGO: Liudi protiv brendov / N. Kliain. – M.: Dobraia kniga, 2003. – 624 s.

8. Mashchitko, O. V. Potreblenie kak pustota i nasilie v sovremennykh kontseptsiiakh filosofii kultury / O. V. Mashchitko // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia E: peda-gogicheskie nauki. – 2014. – № 15. – S. 82-85.

9. Medvedev, S. Smert avangarda: pochemu v sovremennoi Rossii net obraza budushchego [Elektronnyi resurs] / S. Medvedev. – Rezhim dostupa: http://www.forbes.ru/mneniya-column/tsennosti/258593-smert-avangarda-pochemu-v-sovremennoi-rossii-net-obraza-budushchego (data obrashcheniia: 22.04.2016).

10. Pochemu etot film voskhishchaet filosofov. Bodriiiar rasshifrovyvaet «Matritsu» [Elektronnyi resurs] // Russkii zhurnal. – Rezhim dostupa: http://old.russ.ru/culture/cinema/20030923.html (data obrashcheniia: 06.06.2016).

11. Tarasov, A. Nasledie Erikha Fromma dlia radikala kontsa XX – nachala XXI veka [Elektronnyi resurs] / A. Tarasov. – Rezhim dostupa: http://radical-xxi.narod.ru/fromm.htm (data obrashcheniia: 14.05.2016).

12. Khiz, Dzh. Bunt na prodazhu / Dzh. Khiz, E. Potter; per. s angl. – M.: Dobraia kniga, 2007. – 456 s.

13. Shiller, G. Manipuliatory soznaniem / G. Shiller. – M.: Mysl, 1980. – 326 s.


Ссылка на текст статьи

Текст статьи в журнале

Text of article in journal


© 2017 A. N. Ilin . This is an Open Access article distributed under the terms of the Russian Index of Science Citation License http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, allowing third parties to copy and redistribute the material in any medium or format and to remix, transform, and build upon the material for any purpose, even commercially, provided the original work is properly cited and states its license.


© 2017 Ильин А. Н. Данная статья находится в Открытом Доступе и распространяется на условиях лицензии Российского Индекса Научного цитирования http://www.uzknastu.ru/files/forautors/en/License%20Agreement.doc, в соответствии с которыми третьи лица имеют право копировать и повторно распространять этот материал на любых носителях и в любом формате, а также микшировать, изменять и использовать в качестве основы для любых целей, в том числе коммерческих, при условии, что на оригинальное произведение сделаны должным образом оформленные ссылки и что приведена информация о действующей в отношении него лицензии.


Лицензия Creative Commons

Произведение «ИНФОРМАЦИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ ПРОТИВ САМОЙ СЕБЯ: КАК ИНФРАСТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ПОГЛОЩАЕТ АНТИПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДИСКУРС» созданное автором по имени Ильин А. Н., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Основано на произведении с http://www.uzknastu.ru/files/translit/2017/I-2(29)/12.htm